Что нужно знать о маркировке рекламы на сайте
В 2022 году были приняты новые нормы в отношение интернет рекламы, в Федеральный закон «О рекламе». Главное нововведение, которое коснулось теперь всех сайтов в Интернете, сводится к следующему: всю рекламу в стране надо маркировать. Ниже расскажем как устроен этот процесс.
Данная статья не претендует на юридическую точность и безупречность с точки зрения Законодательства, поэтому для полного понимания о том, что необходимо сделать, чтобы соответствовать Законодательству, требуется консультация профессионального юриста.
Что является рекламным материалом
Согласно Закону, рекламой считается любая информация, которая отвечает таким критериям:
- Привлекает внимание к определённому объекту, и этим объектом является что угодно - товар, услуга, человек, животное, место и т.п.
- Целью распространения данной информации является привлечение внимания к объекту рекламы.
- Информация нацелена на неопределенную аудиторию - неопределённый круг людей.
- Данная информация распространяется по любым каналам в любой форме.
При этом платность или бесплатность распространения данной информации не оговаривается и, следовательно не играет роли.
Сама рекламная информация может существовать в какой угодно форме: текста, изображения, видеоролика, аудиосообщения, поста в социальной сети, QR-кода, бумажного объявления на столбе и т.п.
К примеру, если вы в своём посте в социальной сети поделились публично информацией о том, как вам понравилось в таком-то ресторане - это уже реклама.
Какую рекламу не надо маркировать
- Рекламу собственных товаров или услуг
- Рекламу из теле- или радиоэфиров, которая публикуется в Интернетебез изменения относительно первоисточника.
- Социальную рекламу.
Участники процесса до сентября 2022 года
В процессе распространения рекламы участвуют несколько звеньев:
- Рекламодатель - тот, кто заказывает рекламу и оплачивает её, собственно компания или физическое лицо, которое продаёт свои услуги или товары или рекламирует самого себя.
- Производитель рекламы - дизайнеры, авторы, продюсеры и т.п, - то есть все, кто участвует в процессе создания непосредственного самих материалов: текстов, графических макетов, видео и аудиопродукции.
- Посредники - рекламные агентства или индивидуальные предприниматели, которые организуют и контролируют весь процесс рекламы.
- Рекламоноситель - ресурс, который публикует готовую рекламу: теле- или радиокомпания, журнал, сайт, социальная сеть и т.п.
До сентября 2022 года работу данной цепи контролировал Закон только в части её безопасности и достоверности. При этом не было единой базы рекламных материалов и специального контролирующего органа.
С сентября 2022 года были приняты поправки, согласно которым:
- Организуется единая база рекламных материалов - Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)
- Назначается контролирующий данную базу орган - Роскомнадзор.
- Учреждаются специальные организации - операторы рекламных данных (ОРД), которые собирают и консолидируют информацию о рекламе от участников цепочки и передают её в реестр.
Всё это было сделано чтобы проще было контролировать рекламу в стране. К данным реестра, к примеру, есть доступ у ФНС, которая может использовать информацию для контроля уплаты налогов.
Как выглядит рекламная цепочка сейчас
В цепочку участников процесса добавлены, таким образом, ЕРИР, контролирующий Роскомнадзор и операторы рекламных данных (ОРД).
В ЕРИР хранятся всевозможные данные о рекламе: кто автор, кто распространяет, места размещения, каналы трансляции, сколько потрачено рекламных денег, документы, связанные с рекламой и т.п. Срок хранения данных в ЕРИР - 5 лет.
Самих ОРД назначает Роскомнадзор. На момент написания статьи операторами рекламных данных являются следующие компании:
- «Оператор рекламных данных Яндекса
- «МедиаСкаут» (МТС)
- «Лаборатория разработки» (Сбер)
- «Оператор рекламных данных VK»
- «Ozon ОРД»
- 1ОРД («ВымпелКом»)
- ОРД-А («Амбердата»)
Маркировка рекламы и рекламный токен
Итак, теперь в рекламном процессе задействованы новые участники, что и как они делают мы уточнили в предыдущем разделе.
Теперь главное: для маркировки рекламы каждому рекламному материалу присваивается рекламный токен (ERID), без которого рекламе работать теперь нельзя.
Таким образом, чтобы ваша реклама соответствовала новому Закону, нужно сделать две главные вещи:
А) Отправить информацию в реестр до запуска рекламы. Взаимодействовать с ЕРИР можно только через Оператора рекламных данных (ОРД), которому передавать информацию о рекламе может любой участник цепочки из "старой схемы", то есть, и рекламодатель, и автор, и посредник, и носитель.
Б) Получить рекламный токен (ERID) для всех рекламных материалов ("креативов").
Рекламный токен - это просто уникальный буквенно-цифровой код, набор символов. Он служит для идентификации конкретного рекламного материала, его можно скопировать, чтобы, например, пожаловаться в ФАС на данную рекламу.
Если, к примеру, у будущей рекламной публикации несколько форматов рекламного баннера (квадрат, прямоугольник), то получить токен нужно для каждого из них.
Вот так выглядит токен у рекламного объявления Вконтакте:
Рекламный токен присваивает ОРД. Таким образом, чтобы запустить рекламу, необходимо вначале обратиться в ОРД, отправить документы о рекламе и об участниках цепочки, получить токен, - и рекламу можно запускать.
Где размещать токен
Где именно в материалах разного типа должен находиться токен - решается технически в каждом конкретном случае. Например:
- Для страницы с рекламной публикацией это может быть частью её URL.
- Для рекламного плаката - непосредственно сам код в виде изображения.
- Для аудиоролика - в виде произнесённого текста с данным кодом.
- В текстовом объявлении или посте - в текстовом виде erid: XXX.
- В видеороликах — в виде изображения поверх всех кадров видео или в начале видеоролика.
Что предлагается сделать владельцу сайта
Поскольку уже сейчас за несоблюдение Закона о рекламе может грозить крупный штраф, требуется предпринимать меры. Тут нужно учесть, что бремя выполнения организационных мероприятий в отношение рекламных материалов может нести любое звено всей цепочки, то есть, маркировать свою рекламу может как сам рекламодатель, так и тот, кому он это поручает - например, рекламному агентству или рекламной площадке, размещающей рекламу.
Если владелец сайта готов взять на себя труд по регистрации рекламы своих рекламодателей, то он вам выполняет регистрацию всей рекламы для своего сайта у ОРД и выполняет все необходимые процедуры по передаче информаци и получения токенов для публикаций материалов на своём сайте.
Если же данные мероприятия кажутся обременительными (ведь этим нужно заниматься, тратить время), то мы бы предложили организовать данный процесс так:
- На сайте выполнить доработку - добавить ко всем рекламным публикациям значок "Реклама", добавить токен в URL страницы с публикацией и специальный блок для указания данных о рекламодателе.
- Заключить дополнительное соглашение с рекламодателями о том, что рекламодатель обязуется самостоятельно регистрировать свои рекламные материалы в реестре и получать токены.
- Запланировать этап - "переходный период", когда сайт еще будет публиковать незарегистрированные рекламные материалы, чтобы у рекламодателей было время подготовиться и научиться регистрировать свою рекламу.
- По истечении переходного этапа перестать публиковать немаркированные рекламные материалы. Для публикации на сайте чужой рекламы просить предоставить рекламный токен и данные о рекламодателе.
Еще материалы по теме:
Остались вопросы? Связывайтесь с нами:
ВСЕ СТАТЬИПолезная информация по теме
Что нужно знать о маркировке рекламы на сайте
В 2022 году были приняты новые нормы в отношение интернет рекламы, в Федеральный закон «О рекламе». Главное нововведение, которое коснулось теперь всех сайтов в Интернете, сводится к следующему: всю рекламу в стране надо маркировать. Ниж ... читать дальше
Частые вопросы о готовых сайтах
В предыдущей статье мы рассказали о том как и зачем мы создали нашу коллекцию сайтов с готовым дизайном. В данной статье мы отвечаем на частые вопросы наших клиентов по теме готовых сайтов и их отличию от "обычных" сайтов. 1. Чем отличается сайт с г ... читать дальше
Система управления сайтом - разберемся в самых важных вопросах о CMS
Система управления сайтом, что это, для чего она, какие бывают, и, главное, как выбрать на чем делать свой сайта - это, по нашему опыту, самая сложная для понимания тема у наших заказчиков, кто обращается за созданием сайта. Постараемся пролить немн ... читать дальше
Модуль расчета стоимости доставки для сайта
Любому интернет-магазину, который доставляет товары в разные точки страны и мира транспортными компаниями по, модуль доставки необходим. Что делает модуль: автоматически считает сколько стоит доставка товара, который находится в корзине. Таким образ ... читать дальше
С чего начать создание сайта
План по созданию сайта не всегда может начинаться с технического задания, хотя и было бы очень грамотно составить такой документ. В этом материале мы рассказываем о нескольких ключевых этапах в планировании будущего сайта, с которы ... читать дальше
Примеры сайтов на готовых решениях: как это делается
В этом материалы мы покажем каким образом создаётся сайт на основе готового решения на примере нескольких из выпущенных нами сайтов, что получается после того как готовый дизайн мы меняем в процессе разработки под задачу клиента и его бизнеса ... читать дальше
Заказ
Готовый сайтНажав кнопку «Оплатить» вы сразу перейдете к оплате. Переходя к оплате, вы безусловно соглашаетесь с Договором оферты.
Или вы можете нажать «Добавить в корзину» если хотите купить что-то еще и оплатить все вместе